Как читать книги.

   Чем дольше что-то не делаешь, тем больше отвыкаешь от этого и начинает казаться, будто ты больше никогда не сможешь этим заниматься так, как раньше, ибо вся наработанная практика выветрилась за время отдыха. Именно так у меня произошло с чтением. Последнюю книгу я прочитала перед Новым годом и успешно ушла на сессию. Во время сессии ничего не читается, так как мозг и без этого находится в состоянии стресса и лишняя информация как-то не к месту совсем. Но вот закончилась сессия, а книгу в руки я так и не взяла. Так прошло еще недели три. К середине февраля я задумалась, что же это такое творится, и пришла к выводу: перенасыщение. Видимо, и такое с людьми случается. За прошлый год прочитала я прилично, и мой мозг решил устроить себе внеплановую диету, разгрузочный месяц, так сказать. Что стало очень неожиданно для меня. Но к чему я это всё. По истечении этих полутора месяцев я (слава космосу) вновь почувствовала жажду/голод к литературе, но столкнулась с проблемой (в своей голове). Это можно сравнить с возвращением к спортивным тренировкам после долгой болезни или просто отдыха. Понимаешь, что надо, но 1) лениво 2) боишься,что форму потерял.

   Но все-таки я смогла взять в руки себя и первую книгу в этом году. Ею стала очень увлекательная и познавательная работа Мортимера Адлера "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений". Сим экземпляром я себя одарила в честь дня рождения и, соответственно, возлагала на него большие надежды (прямо по Диккенсу). Сразу напишу, что ожидания сполна оправданы не были, но всему виной только те самые мои ожидания. Как любят      сейчас писать, чтобы не разочаровываться, не нужно сильно очаровываться. Поэтому тех, кто решит-таки прочитать книгу о книгах, я предупреждаю: не ждите многого, а лучше ничего не ждите, потому что "Руководство" - вещь особенная и много даст только тем, кому это на самом деле нужно. К сожалению, я не оказалась в числе этих счастливчиков.

   Почему же она (книга) меня расстроила? Отвечу и опять-таки предупрежу: она просто узкоспециальная. Купив ее, я надеялась узнать больше о том, как правильно читать, как уметь улавливать оригинальную мысль автора, как следовать за ней по сюжету, как читать так, чтобы не стыдно было потом обсудить, и как читать между строк. И тут на сцену выходит большое НО: я читаю художественную литературу и из моих надежд по поводу этой книги видно, что я хотела получить знания касательно "художки". И именно здесь меня встретило самое большое разочарование, ибо книга Адлера в большей степени рассказывает о трудах научных и философских. Не буду рассказывать, что автор понимает под "великим книгами" и правила чтения каких именно книг описывает, но только скажу, что любители художественных произведений будут чуток разочарованы. Моему любимому типу литературы посвящена одна глава, да и автор периодически замечает, что в обобщенном виде приводимые им правила подходят к худ.литературе (тавтология, но это словосочетание ничем не заменишь :( ), но все равно этого очень мало и хотелось бы больше. Рассматривая вопрос чтения, Адлер всю книгу говорит о чтении для получения информации и (еще больше) для понимания. И все книги, приведенные в списке "великих книг", являются по сути произведениями, из которых люди на протяжении всей истории (кроме, по моему мнению, последнего столетия) получали все основные знания о мире, это труды по философии, политике, экономике, истории и естественным наукам. И, как и правила чтения, книги эти предназначены (будем честными с собой и миром) для узкого круга людей, в который входят в основном ученые, профессора и небольшое количество человек, желающих достичь высшей ступени умственного развития. В повседневной жизни мы очень редко читаем такого рода произведения.

   Но я ни в коем случае не называю "Руководство" бесполезной книгой или книгой для избранных. Она определенно не бесполезна, так как Адлер затрагивает очень широкий круг проблем, которые актуальны по сей день. Здесь, кстати, хотелось бы выразить свой восторг. Огромные благодарности отправляются переводчику за то, что она смогла создать атмосферу личного общения с автором, и использовала настолько простой язык, что на самом деле создавалось впечатление, будто товарищ Мортимер сидит напротив вас с чашечкой чая и вы мило беседуете в перерыве на обед. Но еще большую признательность хочется выразить самому Адлеру, ибо о том, что книга написана в 1940-м году,я вспомнила только где-то на 6-7 главе. Он затрагивал проблемы современного (по его меркам) образования, я читала об этом и думала "прошло 70 лет, а мы не только не продвинулись, но и даже деградировали". Если бы все министры образования, ректоры университетов, деканы и преподаватели так же всей душой печалились и пеклись о состоянии образования, общество достигло бы неимоверных уровней развития еще давно. Поэтому я бы даже рекомендовала эту книгу к прочтению всем без исключения людям, занятым в сфере образования.

   Что еще нужно отметить? Последнюю главу. Эту книгу нужно прочитать не только для того, чтобы как-то подтолкнуть себя к саморазвитию, но и для того, чтобы прочитать последнюю главу, посвященную связи книг и свободы. После интересных, но немного утомительных рассуждений о в принципе довольно простых правилах чтения последняя глава очень освежает, выводит из дремы и заставляет восхищаться способностью человека проследить тонкую связь между такими на первый взгляд далекими понятиями.

   Мне бы очень хотелось посетить курс лекций Honors, который Адлер читал вместе со своим коллегой в одном из американских университетов. Мне бы хотелось, чтобы люди современного мира поняли, сколько проблем и прорех существует в системах образования их стран, и старались это изменить к лучшему. Мне бы хотелось, чтобы миром правил разум и интеллект, а не сила и деньги. Но пока все, что мне остается делать, это медленно, но верно, заниматься саморазвитием с помощью великих книг, чего и вам желаю.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сиддхартха.

Суси-нуар.

Новый адрес