1Q84 (от начала и до конца)

   Когда-то я уже начинала читать эту трилогию, правда, в немного другом настроении и на немного другом языке. И тогда она произвела на меня совсем другое впечатление. Понятно, что если прочитаешь всего 2 из 3 книг серии, то что-то будет иным, но все-таки я не ожидала, что третий том обрушится на меня таким шквалом...всего. И эмоций, и откровений, и открытий, и дум и много чего еще. Не думаю, что этот пост будет более понятным, чем предыдущий (с ним можно ознакомиться здесь, если вы этого еще не сделали), но нужно как-то оживить блог, а то чтение этой трилогии заняло слишком много времени.

   Здравствуйте, товарищ Харуки Мураками. Давно не виделись. Знаю, я запоздала с вашей последней книгой, но, видимо, Вселенной нужно было время, чтобы меня к ней подготовить. Удивительные вещи вообще происходят со мной и книгами, которые я читаю, в последнее время. Все, что мне попадается и за что я берусь, все приходит очень вовремя, очень по ситуации, под настроение. Даже диву даешься и начинаешь верить в то, что тобой управляют The Little People (чтобы понять, что это, почитайте 1Q84,о которой, я собственно, и пишу во второй раз). Несколько раз такое уже случалось, но впервые меня книга тронула, встормошила, толкнула так сильно. Нет смысла писать, о чем она, это я уже делала, да и можно открыть Википедию, там вы найдете больше. Поэтому пущусь сразу в поствпечатленческие детали.
Я долго мучила первые два тома. Может, потому что уже читала и немного помнила сюжет, а может, просто занята была слишком (скорее даже второй вариант). Поэтому я черепашьими шагами продвигалась по миру 1Q84. Но именно благодаря этому я по-новому смотрела и по-новому понимала вещи, которые происходят в книге. Я по-новому понимала героев, узнавала больше о них и параллельно о себе самой. Жаль, все, что я извлекла из этих романов, нельзя облечь в слова и излить в книгу. Если б это было можно, это был бы очень странный, но очень интересный дневник. Но этого сделать нельзя, поэтому всей красотой заново открытого и новопознанного я каждую минуту наслаждаюсь где-то внутри себя и своей головы. Мураками, как всегда, приносит много нового, необычного и неожиданного. Причем делает это в самой приятной из форм. Великолепно.

   Читала я трилогию в этот раз на английском (приобрела сей экземпляр в дорогой для меня Вене, правда, понятия не имею зачем. Ведь логично покупать книги на языке оригинала либо в переводе на родной, а тут английский, вообще побочный. Но я же лингвист, мне же захотелось). Так вот, английский вариант отличается от русского. Не сюжетом, не героями, не сменой чего-то значительного. Просто стиль другой. Все, что я читала у Мураками (по крайней мере, почти все) до сих пор переводилось уважаемым Дмитрием Ковалениным. И поэтому я считала, что у Мураками такой стиль письма. Какой такой, объяснить тоже сложно, но муракамиманы меня поймут. И вот я читаю книгу на другмо языке и чувствую: что-то не то. Чего-то не хватает. Точно, Муракамы не хватает. Но стоп, как же так, я же читаю его произведение. И понимаю: у Мураками есть свой стиль, с этим не поспоришь, но особый шарм, особую красоту ему придает еще и Коваленин. Невозможно спутать его переводы с чьими-то иными. Отчасти я жалею, что не читала всю трилогию на русском. Но в те времена третьего тома еще не было, а когда появился, у меня уже была моя английская прелесть. Много букв, знаю, смысл в том, что я в который раз преклоняюсь перед Ковалениным. Товарищ Дмитрий, вы большой молодец и спасибо вам за это.

   Когда я закончила читать третий том, я автоматически начала думать о том, какую следующую книгу начать (или продолжить). Но тут же меня что-то остановило. Наверное, я так долго читала 1Q84, так свыклась с языком, так привыкла к героям и просто так долго прожила в кошачьем городе, что смена обстановки, героев и сюжета мне сейчас просто противопоказана. Ни в коем случае нельзя замарать свежие впечатления и все, что я только только приобрела. Не хочется вообще ничего другого, только верните меня назад. Вот такое интересное развитие событий. (Хотя несколькими часами позже я все-таки взялась за продолжение "Шантарама", кот.читала одновременно с 1Q84).

   Третий том решает все, скажем так. Вводится новый герой, события разворачиваются в абсолютно новом свете и с новой скоростью. Три линии сюжета, но тяжелее следить не стало. Наоборот, это только подстегивает быстрее покончить с двумя героями, чтобы узнать, что же произошло дальше с третьим. Иногда вводились довольно странные и, наверное даже, немного лишние вещи и параллели. Можно было обойтись и без них, а то создавалось впечатление, что автор специально напихивал их в роман, не зная, чем забить оставшиеся строчки. Но, наверное, если бы этих мелких деталей не было, книга бы и воспринималась по-другому. Да и кто я, чтобы судить Мураками? Напишу свою книгу, тогда и поговорим :)

   Это волшебная сказка, которая вполне может быть реальностью. Мне бы даже хотелось, чтобы эта сказка приключилась со мной. Часто я вставала из-за стола, выходила на балкон и смотрела в небо, ища две луны. Интересно, делал ли так кто-нибудь еще, читающий 1Q84. Наверняка. Зачем?, - спросите вы. Поживите немного в кошачьем городе - узнаете.
   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сиддхартха.

Суси-нуар.

Новый адрес