Игра в бисер.

   Много времени прошло с тех пор, как я последний раз писала что-то о прочитанной книге. Многое поменялось, и мне начинает казаться, что больше я не смогу выражать свои мысли хоть о чем-либо. И иногда даже начинает казаться, что мне этого и не хочется вовсе. Но пока окончательного решения в мозгу не появилось, я буду пробовать и продолжать.

   Лето выдалось не очень "книжным", причины, думаю, понятны. Сессия, потом хороший отдых, во время которого было не до чтения особо. Про некоторые книги просто нечего было сказать, а некоторыми не хотелось делиться, настолько поражающими и неописуемыми были впечатления. Но этим романом хочется поделиться, потому что это штука вечная. Итак, последние 3-4 недели я была полностью поглощена произведением Германа Гессе "Игра в бисер.

   Я люблю читать и готова читать все, что угодно. Но, окинув взглядом полку и список прочтенного, я вдруг подумала, что читаю-то в основном какой-то шлак. Я не провозглашаю себя лучшим литературным критиком века и не требую наград и громких званий. Но просто есть книги, которые вдохновляют, заставляют думать об очень серьезных вещах, меняют словарь и рождают какие-то высшие цели. А есть книги просто интересные, с увлекательным сюжетом, вроде как "высокими" мыслями, которые на деле, если подняться куда-то выше и окинуть взглядом, оказываются просто громкими пустыми фразами, которые люди выписывают себе на бумажку, вешают на зеркало и стараются употребить в течение дня несколько раз, чтобы повысить свою значимость в глазах других людей и выглядеть более выигрышно (спасибо, Вуди Аллен, посмотрела вчера ваш новый фильм, очень тонко и восхитительно). К сожалению, у меня в библиотеке пока преобладала вторая группа (хотя вполне можно поспорить о принадлежности той или иной книги к определенной группе, но как-никак это мое личное мнение, формировать которое я имею полное право). К первой, например, можно отнести Джона Фаулза (Волхв)или Умберто Эко (Маятник Фуко). И вот наша Вьюшка отважно вступает в их избранный круг..Простите, отвлеклась. И вот теперь к этому дуэту присоединяется и Гессе, с которым захотелось познакомиться поближе, для чего были уже предприняты кое-какие меры.


   Чем же он так хорош? Как уже известно, я падкая до красивого языка, который помогает мне чувствовать себя Человеком. Гессе намного проще, чем товарищ Эко, поэтому от страха появления головных болей можно смело избавляться. Но есть что-то такое цепляющее в этих изысканно сформулированных и хорошенько сдобренных сейчас не так часто, к сожалению, употребляющимися словами предложениях. Настолько это цепляюще, что, пытаясь написать e-mail своей подруге, я словила себя на мысли, что пишу письмо не в 21 веке, а в 19, и я вовсе не молодая студентка, а какой-нибудь философствующий старик, который пишет своему такому же,как он сам, бывалому интеллектуалу, с трепетом и любовью подбирая слова и выстраивая немыслимые конструкции. И хорошо, и плохо одновременно. Письму, в итоге, не суждено было достичь адресата.

   Сначала меня как-то отпугнула фраза на одной из первых страниц о том, что это "жизнеописание...". Жизнеописание=биография=скука смертная. Но пришлось притормозить, ведь это же худ.литература, а значит, все будет хорошо. Знала бы я, насколько хорошо. На протяжении всего романа описывается жизнь одного человека по имени Иозеф Кнехт. Кажется, посвятить целую книгу описанию событий всей жизни одного единственного человека - будет же утомительно и нудно ее читать. Кодзиро Сэридзава описал года 3-4 своей повседневной жизни, и вышло 3 увесистых томика, на втором из которых я застряла еще три года назад. Но в который раз повторяю себе и всем остальным : перестать чего-то ждать.

   Жизнь, которую прожил Кнехт, - замечательная поучительная история для всех от мала до велика.
Это история о том,  что не нужно постоянно думать, чем хочется заниматься в будущем, а просто делать то, что тебе нравится,что тебя восхищает и увлекает в данный момент.
О том, как важно с малых лет направлять ребенка на правильную колею (это не значит, что родителю нужно заранее продумать за свое чадо его жизнь и потом насильственно выращивать из него сына/дочь своей мечты).
О том, какую роль играет музыка (классическая музыка) в жизни человека.
О том, как нужно постоянно придерживаться своих мечт и интересов и не поддаваться пагубному влиянию соблазнительных и искусительных вещей, которые постоянно навязывает тебе мир.
О том, какими нужно быть друзьями.
О том, как важно иногда "просыпаться", окидывать всё свежим взглядом, трезво оценивать ситуацию и двигаться дальше, если понимаешь, что мир меняется и нужно шагать с ним в ногу.
О том, как правильно расставлять приоритеты.
О том, как ценить и не забывать историю, потому что без нее теряется смысл всего, чем люди занимаются сейчас.
О том, как уметь жертвовать собой ради чего-то великого, могущественного и грандиозного, даже когда это "что-то" находится на грани разрушения.
О том, как впитывать в себя окружающий мир, накапливать информацию и уметь ею пользоваться и делиться.
О том, как сохранить себя в самую тяжелую минуту.
О том, как быть Великим Человеком.

   Каждая страница оставляла какой-то отпечаток в душе, а так как страниц довольно много, то и впечатление, как уже писала выше, объяснить в двух-трех, да и в тысяче слов нельзя. Прото еще поделюсь моментом, который оказал наиболее сильное влияние и оставил даже физическое ощущение. Когда будете читать роман, уделите особое внимание эпизоду, в котором Кнехт приезжает навестить состарившегося учителя музыки по просьбе Петра. Выключите музыку (даже самую подходящую для чтения), отключите слух, погрузитесь внутрь себя и читайте. На какой-то миг мне показалась, что я начала сиять вместе с учителем музыки.

   Больше ничего не скажу, ибо лучше один раз испытать силу слова на себе, чем тысячу раз о ней услышать. Приятного чтения!

Комментарии

  1. цитаты из этой книги уже привлекли мое внимание, а твое описание уже точно поставило эту книгу в список "must read".
    C Эко пока не удалось подружиться, не доросла еще наверное читая пару лет назад и оставила его до лучших времен)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитат было не очень много,а все потому,что слишком большие абзацы просто не влазят в формат Твиттера :)Так что в книге нааааамного больше замечательного.
      Кто-то захотел почитать - моя цель достигнута!
      Я Эко начала с Маятника Фуко и потом пожалела об этом. И, как ты сказала, решила, что надо подождать и позже перечитать, ибо слишком мало еще я знаю. А вот Имя Розы намного проще и даже более увлекательный роман, так что можешь его попробовать :)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Сиддхартха.

Суси-нуар.

Новый адрес